Образовательное учреждение
|
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 140» |
Тема эксперимента
|
Оптимизация образовательного пространства общеобразовательной школы путём создания модели прогимназии |
Проблема исследования
|
Несоответствие существующей модели образования в ОУ требованиям, позволяющим обеспечить готовность к освоению содержания основного и полного общего среднего образования и раскрытия интеллектуальных и творческих возможностей личности учащихся. |
Цель эксперимента
|
Создание модели прогимназии, включающей механизм успешной адаптации обучающихся к новому виду деятельности; создающей условия для формирования навыков, обеспечивающих готовность к освоению содержания основного и полного общего среднего образования и раскрытия интеллектуальных и творческих возможностей личности учащихся. |
Задачи эксперимента
|
1. Разработка нормативно-правовой базы прогимназии.
2. Разработка концепции и модели прогимназического образования.
3. Разработка и апробация организационно-функциональной структуры управления прогимназическим образованием.
4. Разработка и апробация программы подготовки учителей, работающих в прогимназии.
5. Разработка концепции взаимодействия в реализации образовательных программ школы раннего развития.
6. Разработка и апробация образовательных программ прогимназии.
7. Разработка и апробация системы психологического сопровождения прогимназического образования.
8. Использование результатов экспериментальной деятельности в образовательном процессе. |
Гипотеза
|
Если разработать и внедрить модель прогимназии, основанную на принципах преемственности, системности и открытости, подготовить педагогический коллектив и родителей к деятельности в новых условиях, то будет обеспечено разносторонне развитие младших школьников, готовых к успешному усвоению образовательных программ в основной школе, способных к продуктивному освоению различных видов дальнейшего образования |
Основные методы исследования
|
Методы исследования:
- изучение и анализ теоретических источников по теме исследования, современных стандартов образования.
- анализ нормативно-правовой базы.
- педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, собеседование, интервьюирование.
- педагогический эксперимент.
- социологическая и статистическая обработка материалов.
- системный анализ результатов.
Диагностический инструментарий:
- комплексная письменная работа для отслеживания динамики формирования ряда предметных навыков, уровня овладения ключевыми умениями.
- паспорт здоровья класса
- листы наблюдений учителя, портфолио учащихся и классов (карты успешности) для формирования накопительной оценки, подтверждающей индивидуальный прогресс ученика.
-модифицированная программа мониторинга образовательного процесса (социально-педагогический подход)
-модифицированная социально-психологическая карта учащегося для педагогов, работающих с детьми «группы риска»
- методика изучения характера требований, связанных с работой школы
- диагностические работы при прохождении на соответствие содержания и качества выпускников требованиям ГОС, ФГОС. |
Содержание работы |
Цель, задачи |
Результат |
Формы
представления
результата |
1.Построение модели экспериментальной работы
|
Разработать проект нормативно-правовой базы прогимназии.
Разработать проект- концепцию и сформировать пилотную модель прогимназического образования.
Разработать проект программы подготовки учителей, работающих в прогимназии.
Обеспечить взаимодействие и сотрудничество всех участников эксперимента. |
Изучена научно-методическая и психолого-педагогическая литература по проблеме.
Разработаны методические материалы для участников эксперимента.
Проведены социально-педагогические мероприятия с детьми.
Реализуются формы взаимодействия с участниками эксперимента. |
Круглый стол по проблеме и вопросам взаимодействия участников проекта, МБОУ СОШ № 140, март 2012.
|
2.Уточнение функциональных обязанностей участников экспериментальной площадки
|
Разработать и приступить к апробации организационно-функциональной структуры управления прогимназическим образованием.
Разработать пилотную образовательную программу прогимназии.
Разработать и приступить к апробации системы психологического сопровождения прогимназического образования. |
Подготовлен и реализуется план-задание участникам эксперимента.
Подготовлены к реализации формы взаимодействия с участниками эксперимента.
Созданы условия для расширения возможностей для самореализации учащихся и педагогов. |
Организация постоянно действующих выставок работ учащихся и педагогов в формате реализации системообразующих проектов.
Аналитические справки, памятки, методические рекомендации. |
3.Уточнение формата взаимодействия |
Разработать концепцию взаимодействия в реализации образовательных программ школы раннего развития.
Использование результатов экспериментальной деятельности в образовательном процессе.
Организовать контроль и руководство за результатами образовательного процесса.
Обеспечить всех участников эксперимента информацией о ходе эксперимента. |
|
Информация по результатам эксперимента в публичном отчете на сайте школы.
|
Основные выводы
|
- основные задачи, поставленные на третьем этапе реализации опытно-экспериментальной деятельности, выполнены частично;
- необходимо сформировать пакет нормативно-правовых и методических материалов, обеспечивающих переход образовательного учреждения в новый статус;
-требуют анализа и корректировки разработанные проекты и пилотные модели. |
Предложения по дальнейшему распространению результатов эксперимента в муниципальной системе образования.
|
ноябрь 2012г., практико-ориентированный семинар «Вопросы взаимодействия в реализации образовательных программ школы раннего развития и образовательной программы прогимназии».
октябрь 2013г., научно-практический семинар «Концепция и модель прогимназического образования»
сентябрь 2014г., отчётный семинар по итогам реализации опытно-экспериментальной программы «Оптимизация образовательного пространства общеобразовательной школы путём создания модели прогимназии»
2012-14гг., участие в научно-практических конференциях по решаемой проблеме.
2012-2014гг., публикация материалов опытно-экспериментальной деятельности в научно-методических и педагогических изданиях разного уровня.
2014г., аналитическая справка о результатах инновационно-экспериментальной деятельности. |